Витражи

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, витраж приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Слово "Витраж" происходит от французского vitre (оконное стекло). Искусство витража берет свое начало в далеком прошлом. Витражи нередко служили украшением помещения. С течением времени их композиция и техника исполнения непрерывно совершенствовались. Витражи становились произведениями искусства. Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Предтечами отечественных витражей были слюдяные оконца. Они наполняли интерьеры княжеских палат и боярских теремов неповторимой игрой света, рожденной неровным мерцанием и искристыми отблесками слюды. Разнообразные цветные слюдяные кусочки, четкий контур сетчатого рисунка железных креплений как бы сближали оконницы с бесцветным узорчатым витражом, а роспись полупрозрачной темперой - с живописным.

Технологии изготовления витражей

Классическая технология изготовления витража предполагает набор из кусочков стекла, скрепленных металлической протяжкой. Протяжка может быть свинцовой, латунной, мельхиоровой, медной, реже бронзовой. Самый древний из существующих, классический свинцовый паяный витраж в наше время заменен на латунный. Используются латунные профили различных сечений: Н-образный между стеклами и П-образный по периметру. Профили спаиваются и патинируются.

Виды витражей

Фацетный витраж (от франц. facet- грань) исполняется из предварительно ограненных секций стекла. Для получения широкой фаски требуется стекло толщиной от 4 мм. Собирается фацетное стекло обычно в прочные латунные профили (классическая технология) или спаивается в технике Тиффани. Грани «играют» при преломлении света, а золотистый оттенок латунной оправы придает всей композиции чрезвычайно привлекательный вид.

Техника пескоструйной гравировки заключается в обработке стекла специальным аппаратом, подающим под давлением кварцевый песок (или другой абразив) на нужный участок. Таким методом можно придать стеклу шероховатость и матовость, а также создавать сложные рельефные композиции. В комбинации с трафаретом и специальными защитными покрытиями, можно создавать самые причудливые композиции: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом.

Технология "тиффани" появилась в XX веке и носит имя своего создателя. Этот витраж набирается из нарезанных по эскизу кусков стекла. Все стекла обрамляются медной фольгой, а затем спаиваются между собой. С помощью этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема.

Для создания витража в технике фьюзинг - спеченное стекло создается в специальных печах при температуре выше 800 градусов. Нарезанные куски цветного окрашенного в массе стекла накладываются друг на друга и помещаются в печь, где им придается очень богатая фактура. Этим достигается необыкновенный декоративный эффект стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер.

Техника матирования (химическое травление стекла) позволяет при помощи химических реактивов создавать на поверхности стекла всевозможные орнаменты и рисунки в виде сочетания необработанных поверхностей с матовыми.

Фрагменты витража в техниках "тиффани", латуни, спекании и свинце могут быть расписаны специальными красками. Эти краски закрепляются в печи при высокой температуре и не выгорают. С применением технологии тиффани витраж становится более дорогим, но получаемый результат стоит того, так как стекло выглядит богатым и тонко декорированным.

Узор "Мороз" - фактура, получаемая нанесением столярного клея на заранее зацарапанную поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей въедается в шероховатости обработанной поверхности, а по мере высыхания, он отскакивает, выдирая пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Простейший вид витража - наборный витраж, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Комбинированный витраж - витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента.

Кабошон - рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Нацвет - тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при "горячем" формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

Рюмочная плитка - специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления. Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) - круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.

Транспарант - просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись - это, как правило, живопись безобжиговыми составами. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения.

Шебеке или панджара - ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным, как правило, из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

Эрклез - декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится.

Существует технология "кастинг", известная у нас как "муранское стекло". Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике "спекания" рисунок на "муранском стекле" ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

Преимущества и недостатки витражей

Основным преимуществом витражей, конечно же, их неоспоримая красота. Витраж будет служить украшением Вашего дома или офиса, подчеркнет индивидуальность помещения. Из недостатка можно указать стоимость производства витража, так как каждый витраж производиться индивидуально по Вашему эскизу. Компания «ЦАРСКИЙ ВЫБОРЪ» предлагает декорировать Ваш дом, квартиру или офис настоящим предметом искусства - витражом. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.

Компания « ЦАРСКИЙ ВЫБОРЪ» воплощает Ваши самые смелые идеи!

ЗВОНИТЕ НАМ И МЫ ВОПЛОТИМ ВАШИ САМЫЕ СМЕЛЫЕ ИДЕИ!

+7 (495) 775-24-54

top